О шумовом загрязнении
На днях в руки попала интересная статья о звуковом воздействии на человека и окружающую среду.
Кто-то скажет что она была написана давно, и всё её содержание уже не актуально, однако смею вас заверить, это не так.
Статья из Школопедии на эту темуВот что пишут Риа-Новости - Наука:Цитата
....
Сойки не выносят высокий уровень фонового шума и поэтому редко посещают сосны, растущие вблизи нефтяных вышек в Нью-Мексико
Наблюдение показало, что мыши предпочитали появляться в шумных местах, а их конкуренты - кустарниковые сойки - их избегали. Как утверждают исследователи, это значительно ухудшило выживаемость семян деревьев с шумных участков леса.
Это объясняется тем, что сойки являются основным переносчиком семян сосны: они не съедают всю свою добычу и прячут львиную ее долю в тайниках в земле. Птицы часто забывают местонахождение своих запасов, благодаря чему такие семена прорастают и превращаются во взрослое дерево. Мыши, с другой стороны, всегда съедают семена и не оставляют "потомству" сосны никаких шансов.
....
Загрязнение... звуком
Среди приоритетных проблем, которыми ныне озабочено человечество, политики и ученые с полным основанием называют экологию. Даже в самых благополучных природных условиях есть один вопрос, затрагивающий каждого. Он связан с влиянием радиоизлучения на живые организмы. Речь идет об экологическом воздействии, прежде всего, на человека, бытовой радиоаппаратуры.
Работа большинства радиоустройств, в основном бытового назначения, связана с звуковоспроизведением. Это - радиоприемники, магнитофоны, усилители речи и музыкальных звуков, большая групп а электромузыкальных инструментов, могущих даже создавать звуковые эффекты, не достижимые никакими другими способами. Такие устройства несут нам информацию, а посредством музыкальных звуков оказывают эмоциональное воздействие, вызывая радость или грусть возбуждая или успокаивая. Но с другой стороны, звуковоспроизводящие устройства вносят свой «вклад» и во все увеличивающееся акустическое (шумовое) загрязнение окружающей среды.
Когда—то девушкам не давала спать одинокая гармонь. Теперь же зачастую на полную мощность работают рупорные громкоговорители на пляжах и в других местах массового отдыха, магнитофон будит население целого дома. А акустические системы, используемые на эстрадных концертах? Гордясь «возможностями» вторжения НТР в искусство, пресса, например, сообщала, что концерт Аллы Пугачевой на огромном зеленом поле в Хасельбахе и грохот рок-музыки были слышны в окрестных лесах а мощь озвучения выступления групп «Хеви метал» музыкальная критика сравнивала с шумом кузнечного цеха или лайнера на взлетной полосе аэродрома.
Еще две цитаты: первая о выступлении американской рок-звезды Мадонны на стадионе во
Франкфурте-на-Майне: «Рёв аппаратуры мощностью 150 000 ватт заглушает шум приземляющихся неподалеку на аэродроме самолетов»; вторая - о болгарском ансамбле «Импульс»: «Он занимает первое место в мире по количеству производимых децибел».
Ритм и громкость приводят слушателей в состояние нервно-психического возбуждения, аналогичного наркотическому. На тех, кто находится поближе к колонкам, музыка действует просто оглушающе. Сами же музыканты спасаются применением специальных наушников-глушителей, разработанных для клепальщиков-котельщиков. Кстати сказать, у поклонников такого искусства медики обнаруживают, помимо глухоты. заболевания, которые медики называют «шумовая депрессия», «музыкальная истерия», «фононаркомания».
Впрочем, можно сделать музыку и вовсе неслышной для окружающих, направив звук прямо в ушную раковину, а получить тот же экологический эффект. Речь идет о людях с портативными приемниками или магнитофонами-плейерами на шее. Они все чаще встречаются на улицах. Иногда видишь, как такие слушатели даже зажмуривают глаза от удовольствия, отгораживаются головными телефонами от окружающего мира.
Что же опасного в плейере? Главным образом звук, направленный непосредственно в орган слуха. Максимальная громкость такого звука может достигнуть 115...120 дБ. А ведь даже при уровне шума выше 80 дБ уже требуется применение специальных защитных мер.
Медики ФРГ отмечают, что слух у молодежи, в среднем, хуже, чем у старших поколений. Это объясняется массовым распространением плейеров, выпуск которых доведен в Германии до четырех миллионов в год. Вполне вероятно, что возрастающее число американцев в возрасте до 22 лет, страдающих глухотой (прирост увеличился на треть за последние 12 лет), -прямой результат этого «безобидного» увлечения.
Небезопасным, несмотря на положительное эмоциональное воздействие, оказался и популярный сегодня стереофонический эффект. Он был предусмотрен уже в самых первых моделях плейеров, разработанных и выпущенных японской фирмой «Sony». Однако е
го часто стремятся дополнить преднамеренно введенными фазовыми искажениями, чтобы усилить воздействие такой музыки на слушателя. Исследователи обнаружили, что это может
привести к серьезным нарушениям вестибулярного аппарата у человека. Наблюдалась даже потеря равновесия, как при алкогольном или наркотическом опьянении.
Радиомузыку используют не только в развлекательных целях, но и на производстве. Так, немецкие ученые выяснили, что в зависимости от характера музыки она
может действовать на водителей автотранспорта либо усыпляюще, ослабляя реакцию на изменение дорожной ситуации, либо возбуждающе, повышая тонус и помогая бороться со сном.
Автор лично был свидетелем попытки использовать музыку для повышения производительности труда на сборочном конвейере завода. Громкая ритмичная в темпе движения конвейера, она должна была по замыслу способствовать поставленной цели. Результат получился отрицательный. Тогда группа научной организации производства решила попробовать негромкую и мелодичную музыку для эмоциональной разгрузки и снятия усталости. В этом случае результат был положительным.
Есть сведения о влиянии музыки на растения, причем эффект определеяется не только громкостью и высотой, но и тембром звучания.
По данным канадских биологов, нежное звучание флейты стимулирует рост огурцов и салата, тогда как овес и пшеница «предпочитают» громкое пение. Так что не будем удивляться. увидев когда-нибудь громкоговорители над полями и грядками.
Но какое же отношение все это имеет к экологическим проблемам? Оказывается, самое непосредственное. Ведь звук, распространяясь по воздуху, в ряде случаев «загрязняет» среду, создает дискомфорт, а то и вовсе недопустимый уровень воздействия на человека на его органы слуха, а через них на нервную систему.
Выходная мощность современных электроакустических систем индивидуального пользования достигает десятков ватт. Столь высокий уровень мощности, в общем, необходим для получения высокого качества звучания, в частности воспроизведения составляющих высших и низших частот. А что если регулятор громкости - до конца вправо? Тогда музыкальное сопровождение какого- либо «мероприятия» (именин, свадьбы) вполне «обслужит» жильцов многоквартирного дома. Вот в этом случае и можно, и нужно говорить о «загрязнении» окружающей среды. Ведь по данным врачей-отоларингологов и психиатров, достиегаемую громкость звука выдерживают лишь редкие индивидуумы, в связи с чем часто в радиусе десятков метров от рупорных громкоговорителей на пляже образуется «мертвая» (безлюдная) зона.
В чем секрет столь удивительного воздействия колебаний звуковых частот (10 Гц..20 кГц) на человека? Этот вопрос еще далеко не исследован. Известно только, что воздействие разнообразно и иногда проявляется с неожиданной стороны, о чем красноречиво свидетельствует такой, казалось бы, парадоксальный факт.
Американские ученые запатентовали способ размораживания крупных блоков рыбного филе с помощью звуковых колебаний. Значит, звук может оказывать и тепловое воздействие?
Однако, слушая музыку, мы одновременно подвергаемся воздействию
неслышимых, инфразвуковых (от долей герца до 25 Гц) и улюразвуковых колебаний, придающих звуку тембровую окраску (от 11,2 кГц до 1 ГГц). Эти воздействия, если они превышают допустимые пределы, также далеко небезвредны для нервной системы.
Современные бытовые радиоаппараты одновременно воздействуют на органы слуха и зрения человека. Это не только телевизор, но и компьютер, и электронные игры. Здесь работают оба информационных канала – зрительный и слуховой, чем значительно повышается эффективность воздействия. Да, именно на это обращено главное внимание при подготовке телепередач, создании видеоклипов.
Яркие краски, занимательные сюжеты мелькают так быстро, что информация воспринимается скорее подсознательно, а главный акцент делается на общем эмоциональном впечатлении.
Комбинированное воздействие звука и света, так называемая цветомузыка, может успокаивать нервную систему, способствует отдыху. Зрительные и слуховые эффекты входят в практику в комнатах отдыха и психологической разгрузки многих предприятий. Но те же электронные средства и принципы часто приводят к противоположному результату.
Только диву даешься, как посетители выдерживают дискотеки и эстрадные шоу, и не только выдерживают, но и приходят в восторг от
«психоделических» (т. е. имитирующих воздействие
наркотиков) эффектов. Десятки и сотни автоматических «мигалок» на эстраде, дополненных мечущимися и попадающими в глаза лучами лазеров – такова сегодня мощь музыкально-светового воздействия. Организаторы таких шоу явно пренебрегают законами экологии. А зря.
Мне думается, убедительным доказательством этому является своеобразное использование рок-музыки жителями индонезийского острова Суматра. Громкую рек-музыку в сочетании с яркими световыми эффектами они применяют для того, чтобы отпугивать слонов, нападающих на деревни и плантации. Огромные животные не выдерживают этой какофонии и обращаются в бегство.
Не правда ли, этот факт наводит на размышления?
А. ТЕРЕЩЕНКО, проф., докт. технических наук
июнь 1991 г.