Если не брать в расчет базиллион мелких вариаций, у нолановского Inception есть четыре интерпретации.
Первая: Все, что мы видим в фильме — сон.
Ее подтверждает сцена с агентами корпорации, которые бегают за Коббом совсем, как манифестации сна, а еще интересное поведение Сайто и Ариадны. Оба время от времени действуют, как контроллеры Кобба. Мы можем представить, что они подводят Кобба к финальному откровению точно так же, как он подводит сына Фишера к секретам своего отца.
Вторая: Сон начинается с середины фильма, с того момента, как Кобб роняет юлу в душевой.
И до самого конца юлу так и не вертят. История отказывается утвердить окружающую реальность, что намекает, да.
Третья: Сон начинается в самом конце и Кобб, на самом деле не покинул Лимбо.
В ее пользу говорит кадр с юлой и дети, которые сидят в точно такой же одежде и таких же позах, как и во снах Кобба.
Так вот, при этом первая теория не работает, потому что подсознания, которое могло бы защищаться агентами, фильм не обозначает. Вряд ли голова Кобба будет охотиться на Кобба.
Вторая — потому что иначе фильм становится бессмысленным. Нет никакой разницы спит ли Кобб вторую половину или нет, потому что это ничего не добавит к сюжету.
Наконец, третьей просто не хватает доказательств. Реальность может цитировать сон, если так захочет режиссер, желающий драматического эффекта. А кадр с юлой обрывается до логического конца.
Но главное это то, что каждая их "сонных" интерпретаций плохо уживается со своими соседями.
Они исключают друг друга. Если мы предположим, что верна первая, намеки на вторую и третью окажутся дымовой завесой. Если остановимся на второй, это будет справедливо в отношении первой и третьей.
А истории так не работают. Намеки "Ха-ха-ха, это сон!" и через пять минут "А вот и нет, ха-ха-ха, это сон!" имеют смысл только в том случае, если верна четвертая интерпретация:
Все, что фильм называет реальностью и есть явь.
То есть юла в конце упадет, сомневаться не стоит и все будет в порядке.
Хотя не полагайтесь на мои слова. Вот, взгляните, Нолан оставил в фильме красивый режиссерский хинт, который доказывает реальность реальности.
Когда Кобб ходит по снам, у него есть обручальное кольцо на пальце. Когда он бодрствует — нет.
И в самом конце, кольца на пальце нет.